Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/economy/2015/6/15/750856.html
Россия наращивает несырьевой экспорт
Больше половины российского экспорта – это несырьевые товары и услуги. Например, Россия является одним из крупнейших экспортеров зерна в мире (на фото) 15 июня 2015, 18::25
Свежая статистика опровергает стереотип, будто бы единственным конкурентоспособным товаром, который Россия может предложить за рубежом, является сырье. Уже более половины российского экспорта занимают несырьевые товары – и их доля, как ожидается, будет только расти. Российские атомные электростанции, самолеты, корабли и продукты машиностроения можно найти в разных уголках планеты.
У России есть для продажи за рубеж не только нефть и газ, как многие ошибочно считают. В 2014 году доля несырьевого экспорта (вместе с экспортом услуг) составила более половины всего экспорта – 51,5%. В 2013 году экспорт несырьевых товаров составил 251 млрд долларов, в 2014 году – уже 286 млрд долларов.
Таким образом, помимо нефтегазового сектора, Россия за последние годы стала вполне конкурентоспособной и по другим направлениям.
Более того – за следующие пять лет экспорт несырьевых товаров должен еще более существенно увеличиться. В целом общий объем экспорта в прошлом году составил почти 500 млрд долларов. По плану Минэка уже через пять лет, к 2020 году, только лишь несырьевой экспорт будет давать примерно столько же. По базовому сценарию он увеличится до 467 млрд долларов, а по оптимистичному – до 513 млрд долларов. Несырьевой экспорт включает в себя экспорт несырьевых товаров и экспорт услуг.
Именно для реализации этих целей разработаны программы импортозамещения и поддержки отечественной высокотехнологической продукции.
У России имеются традиционно сильные экспортные товары в несырьевых отраслях экономики. Это в основном продукция атомной и авиационной промышленности, военной отрасли и продукция ракетно-космического назначения.
Мирный атом
Атомная отрасль – высокотехнологичная, из числа тех, где Россия традиционно является мировым лидером и не потеряла технологических преимуществ. Росатом чуть ли не каждый год совершает технологический прорыв, причем не только в области атомной энергетики, строительства атомных реакторов, но и в сфере медицины, транспорта и т. д.
Это локомотивная отрасль экономики, которая дает загрузку смежным отраслям. «У нас есть многообещающие проекты как в странах Таможенного союза (Белоруссия), так и по всему миру – в Венгрии, Турции, Вьетнаме, Египте, Иране, Китае, Финляндии и т. д. Атомная отрасль загружена контрактами на ближайшие десятилетия», – говорит Иван Андриевский из Российского союза инженеров. Например, к 2020 году Росатом планирует построить турецкую АЭС «Аккую», мощность которой составит примерно 4800 МВт. Первый блок белорусской АЭС, как ожидается, будет возведен уже в 2018 году. Финскую атомную станцию «Ханхикиви-1» планируют сдать в эксплуатацию только в 2024 году. Исторически рекордная сделка для атомной сферы подписана между Россией и Ираном. В прошлом году заключены соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях между Россией и Алжиром, Россией и Аргентиной.
И Росатом не останавливается на достигнутом в технологическом плане. Например, сейчас реализуется проект «Прорыв» по созданию ядерных реакторов нового поколения. Завод по производству уран-плутониевого топлива планируется запустить в 2017 году, реактор – в 2020-м, а в 2022 году – модуль переработки топлива.
«Когда в 2017 году мы начнем делать топливо, к нам прибегут из-за рубежа и скажут, что мы тоже хотим плотное топливо для быстрых реакторов, а в мире их делается уже немало», – уверен научный руководитель проектного направления «Прорыв» Евгений Адамов. Он считает, что в первую очередь технологии проекта «Прорыв» заинтересуют Китай.
Первая сборка с новым топливом уже успешно отработала в реакторе БН-600 на Белоярской АЭС, осенью запланированы послереакторные испытания топлива. После 2020 года российская атомная энергетика также начнет переходить на работу на реакторах нового поколения и на новом топливе.
Военная техника
Важная по значимости статья экспорта России – это экспорт вооружений и военной техники (ВВТ). В 2014 году объем экспорта вооружений из РФ в 62 страны составил 15,5 млрд долларов, говорил Владимир Путин на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с иностранным государствами. Сейчас экспорт идет в 62 страны, но договоры с будущими поставками подписаны уже с 91 страной мира.
«Доля российских вооружений и военной техники на международном рынке оценивается в 27%. Можно легко оценить, что мы в состоянии «откусить» еще большую часть рынка, если будем интенсивнее работать со всеми странами-партнерами», – говорит Иван Андриевский. Уже по состоянию на 2015 год портфель экспортных заказов превышает 50 млрд долларов.
Например, в мае этого года Индия одобрила закупку крупного объема российской военной техники в интересах своих вооруженных сил. В него вошли легкие вертолеты Ка-226Т от «Вертолетов России». Эти вертолеты показали все свои преимущества перед западными конкурентами в условиях индийского высокогорья и жаркого климата.
«Если сохранится тенденция производства и поставок военной техники и вооружений по объемам 2014 года, то этого портфеля России хватит как минимум на ближайшие пять лет. Но не стоит думать, что на этом переговоры остановятся. Очевидно, что каждый год российское руководство будет обновлять и дополнять портфель заказов, чтобы отечественная оборонная промышленность развивалась еще больше. Это, в свою очередь, приносит и рабочие места, и повышение налоговых отчислений в федеральный бюджет, и развитие сопутствующих проектов в самой России», – уверен Иван Андриевский.
Авиапром
Лидерство в военном авиастроении, завоеванное еще Советским Союзом, России удалось сохранить. В гражданской авиации же наблюдался период застоя после 90-х. Однако в 2000-х годах страна поставила цель вернуть свои компетенции и в гражданском авиастроении. И первой ласточкой, показавшей, что научный и производственный потенциал не утеряны, стал самолет SSJ-100.
Экспортный потенциал у самолета неплохой. К примеру, мексиканская авиакомпания InterJet вместо бразильского Embraer или канадского Bombardier заказала в 2013 году 20 российских SSJ-100. Сейчас большой интерес к самолету наблюдается со стороны Китая. В этом году страны договорились создать совместную лизинговую компанию, которая должна в течение трех лет поставить на азиатский рынок до 100 SSJ-100. Президент ОАК Юрий Слюсарь назвал такое соглашение историческим и по своему масштабу, и по перспективам завоевания азиатского рынка.
Следом в разработке совершенно новый «кукурузник» на смену Ан-2, создаваемый с применением композитных материалов. И самое главное, уже в 2017–2018 годах должно начать серийное производство перспективного среднемагистрального самолета МС-21 (вместимость 150–180 кресел), также созданного из композитных материалов, а в 2018 году – старт поставок первых четырех самолетов в рамках подписанных с заказчиками контрактов.
На конец 2014 года уже было подписано 175 контрактов с предоплатой на поставку этих лайнеров. А рынок для этого самолета оценивается в 1 тыс. штук. Причем уровень российских комплектующих доведут до 60% к началу серийного производства.
В целом экспорт транспортного машиностроения в последние несколько лет начал расти. К 2020 году ожидается его рост на 4%. И в первую очередь надежды возлагаются на продажи гражданской авиации, судов и плавсредств, а также на рост экспорта грузовых и специализированных автомобилей, железнодорожной техники. Наиболее перспективными рынкам должны стать страны СНГ, а также Восточная Азия и Ближний Восток.
Надежды в транспортном машиностроении могут быть также связаны с экспортом продукции, производство которой локализовано или будет локализовано в России, считает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». А это будет зависеть от темпов развития технополисов. Например, Daimler планировал собирать в России малые грузовики на экспорт. «Потенциал есть, на мой взгляд, у КамАЗа и предприятий, имеющих в составе иностранных акционеров – это позволит продвигать продукцию за рубеж», – отмечает Ващенко.
Топливо
Экспорт нефтепродуктов и электроэнергии – это экспорт уже переработанного сырья, поэтому относится к несырьевому сектору экономики. Примечательно, что топливно-энергетический комплекс страны дает около 34,5% несырьевого экспорта. Согласно ожиданиям Минэка, эта отрасль станет локомотивом роста в ближайшие годы среди другого несырьевого экспорта.
Сейчас экспорт нефтепродуктов составляет 22 млрд долларов, через пять лет он должен вырасти минимум до 36 млрд долларов, а при господдержке – и вовсе до 50 млрд долларов. Экспорт электроэнергии должен вырасти к 2020 году почти в пять раз, до 0,8 млрд долларов.
Что касается неатомного энергомашиностроения, то Россия активно развивает экспорт электроэнергии и оборудования для электростанций. Правда, здесь рост экспорта ожидается небольшой – на 1% ежегодно до 2020 года.
Металлургия
Россия богата не только нефтью, газом и углем, но и металлом. Это позволило ей стать одним из лидеров экспорта продукции из металла, которая занимает 12% российского несырьевого экспорта. Россия обеспечивает 5–5,5% мирового рынка продукцией из черного метала, себестоимость этих товаров по-прежнему остается низкой. В будущем планируется продолжить наращивать объемы поставок этой продукции, а также нарастить экспорт и других товаров металлургии, в частности титана, ферросплавов и редких металлов. В прошлом году экспорт металлопродукции превысил 30 млрд долларов.
Одним из важных игроков на этом рынке является корпорация ВСМПО-АВИСМА, которая остается главным поставщиком титана для европейского авиастроителя «Эйрбас» и вторым по объемам поставок партнером для американского «Боинга».
Особое место занимает также экспорт драгоценных металлов и камней – золота, бриллиантов, платины, в том числе драгметаллов для промышленности. Сырьевая база в стране огромная, единственная проблема с внутренним производством, которое надо развивать. Пока большую часть драгметаллов и камней Россия экспортирует в необработанном виде в арабские страны и страны Юго-Восточной Азии.
В 2014 году Россия экспортировала этого товара на 10,1 млрд долларов. Но за пять лет наша страна может нарастить поставки этой продукции на 7 млрд долларов, а при господдержке – на все 9 млрд долларов (то есть почти удвоить экспорт).
Агропромышленность
В агропромышленном комплексе одним из основных статей российского экспорта являются удобрения. Российский «Уралкалий» – крупнейший в мире производитель калийных удобрений. В прошлом году Россия поставила за рубеж минеральных удобрений на 11 млрд долларов.
Физические объемы торговли данным товаром в мире возросли за последние семь лет на 25% за счет потребностей сельского хозяйства во многих развивающихся странах. Россия удачно заняла нишу на мировом рынке, на нее приходится 13,5% мирового экспорта удобрений. Российские удобрения весьма конкурентоспособны, поскольку на территории государства производятся все виды сырья для него. По плану к 2020 году Россия должна увеличить экспорт удобрений на 5,25 млрд долларов, львиная доля роста придется на увеличение поставок в Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию.
Кроме того, Россия экспортирует зерно, рыбу и морепродукты, а также масло семян, корма и масложировую продукцию. По этим видам товаров также ожидается рост экспорта к 2020 году. Планируется увеличить поставки зерна на Ближний Восток и в Северную Африку. Резервные пашни для роста урожая в стране имеются. Что касается рыбы, то в физическом выражении Россия уже в тройке крупнейших экспортеров. Однако сейчас поставляется в основном замороженная рыба, тогда как в ближайшие пять лет будет сделана ставка на экспорт рыбной продукции высокой степени переработки. Экспорт такой продукции даст больший денежный эффект.
«Можно отметить рост объемов продаж программных продуктов на внешний рынок крупными компаниями типа ABBY, Kaspersky, Yandex и других, это та категория, где позиции России устойчиво растут», – отмечает Ващенко. Отечественное программное обеспечение устанавливается на компьютеры во многих странах мира.
Иван Андриевский уверен, что в перспективе Россия имеет все шансы избавиться от статуса страны, являющейся исключительно сырьевым придатком более развитых экономик.
Текст: Ольга Самофалова